Тормозная система вашего автомобиля представляет собой герметичную систему, эффективность работы которой зависит от четкости взаимодействия тормозных колодок с дисками или барабанами. При появлении утечек тормозной жидкости поддержание необходимого внутреннего давления становится невозможным. При этом педаль тормоза будет проваливаться. Это может сопровождаться загоранием предупреждающей контрольной лампы на панели приборов. В данной статье рассматриваются следующие проблемы:
• Тормозная педаль полностью ушла в пол;
• Тормозная педаль медленно опускается;
• Тормозная педаль прокачивается;
• Тормозная педаль не прокачивается.
С чего начать?
Перед началом проверки установите автомобиль на ровную площадку и задействуйте стояночный тормоз. Вам понадобятся стандартный набор инструментов, защитное приспособление для глаз и перчатки. Далее неисправности будут рассмотрены в порядке распространения. Для некоторых проверок, возможно, будет необходимо поднять автомобиль с помощью домкрата и стоек.
Шаг 1
Проверьте уровень тормозной жидкости. Если тормозная педаль опустилась до пола, то в первую очередь поднимите капот и найдите бачок главного тормозного цилиндра. Используя фонарик, проверьте уровень тормозной жидкости или просто открутите крышку и загляните внутрь. Если все в порядке, то перейдите к разделу «Уровень тормозной жидкости в норме». В противном случае либо тормозные колодки как минимум одной оси требуют замены, либо в тормозной системе имеется утечка жидкости.
Шаг 2
Проверьте тормозную систему на наличие утечек. При помощи фонарика осмотрите место соединения главного тормозного цилиндра и усилителя тормозов. При наличии утечки в главном тормозном цилиндре на этом месте вы увидите подтеки жидкости. В таком случае главный тормозной цилиндр требует замены.
Затем осмотрите внутреннюю часть каждого колеса для обнаружения следов очевидных утечек. Проверьте состояние тормозных трубок. Если на трубках имеются следы жидкости, то их нужно заменить.
При выявлении следов утечек непосредственно на шине можно предположить утечку жидкости из тормозного суппорта или колесного цилиндра. В обоих случаях неисправные детали подлежат замене. Утечка происходит через уплотнения. Недостаток жидкости в системе вызывает провалы педали тормоза.
Уровень тормозной жидкости в норме
Провалы педали тормоза при нормальном уровне тормозной жидкости свидетельствуют о наличии других проблем в работе тормозов. При этом контрольная лампа на панели приборов может не загораться.
Шаг 1
Неисправность главного тормозного цилиндра. В главном тормозном цилиндре имеются уплотнения, которые со временем изнашиваются и начинают пропускать жидкость, которая в обычных условиях находится под давлением. В результате этого могут возникать периодические провалы педали тормоза. «Прокачка» педали в некоторых случаях возвращает уплотнения на место, и тормозная система какое-то время вновь функционирует исправно. В случае обнаружения утечек в главном тормозном цилиндре его необходимо заменить.
Шаг 2
Воздух в тормозной системе. Попадание воздуха не позволяет создать в системе необходимое давление тормозной жидкости. Это может произойти в любом из элементов, в которых имеются уплотнения: главный тормозной цилиндр, тормозной суппорт или колесный цилиндр. При этом утечка жидкости наблюдается далеко не всегда, так как уплотнения выполнены так, чтобы удерживать жидкость под давлением. Проблема проявляется при отпускании педали тормоза. Именно в этот момент в систему попадает воздух. Постепенно он накапливается, вызывая падение давления жидкости и провал педали тормоза. Удалите воздух из тормозной системы, контролируя наличие пузырьков воздуха, выходящих через штуцеры прокачки, и замените компоненты, герметичность которых нарушена.
Шаг 3
Проверьте степень износа задних тормозных колодок и механизм регулировки. При нормальном износе задних тормозных колодок механизм регулировки обеспечивает их подведение к тормозному барабану для компенсации увеличения зазора между колодкой и барабаном. В случае неисправности механизма величина зазора увеличивается, что приводит к смещению педали тормоза от своего обычного положения. Для устранения этой проблемы необходимо заменить и/или отрегулировать тормозные колодки.
Шаг 4
Последней причиной провалов тормозной педали является неисправность колесного подшипника. Он обеспечивает правильное положение тормозного диска при вращении колеса. В случае неисправности подшипника тормозной диск может совершать возвратно-поступательные движения, которые толкают поршень тормозного суппорта внутрь. Между поршнем и тормозной колодкой создается увеличенный зазор. Обычно такое явление происходит в процессе эксплуатации или во время торможения после резкого поворота. Педаль проваливается, потому что в суппорт должен поступить достаточный объем жидкости для компенсации увеличения зазора. В подобных случаях может потребоваться два или больше нажатий на педаль для восстановления работы системы. Если вы исключили все варианты, описанные выше, то проверьте состояние колесных подшипников и замените изношенные детали