С развитием прогресса происходят изменения и в автомобильной промышленности. Современные автомобили комплектуют новейшими разработками в области электроники и систем безопасности водителя и пассажиров. Такой системой, отвечающей за безопасность и устойчивость автомобиля, является система ABS, в задачу, которой входит предотвращение блокирования колес при торможении. Однако, в некоторых случаях, применение ABS приводит к обратному эффекту, т.е. увеличивается вероятность попадания в неприятную дорожную ситуацию.
Достоинства антиблокировочной системы (ABS)
Начинающие автолюбители ошибочно считают, что наличие системы ABS позволяет сократить автомобилю тормозной путь. Но, основная функция данной системы заключается в предотвращении блокирования колес и сохранения устойчивости транспортного средства. Поэтому, в целях предотвращения блокировки колес, автоматика производит управление интенсивностью торможения, воздействуя с разной силой на колесные тормозные цилиндры. В результате тормозной путь увеличивается, особенно это происходит во время торможения автомобиля на скользком дорожном полотне.
Главное достоинство антиблокировочной системы является предотвращение неуправляемого заноса транспортного средства, при котором, движение автомобиля происходят непредсказуемо, что приводит к тяжелым последствиям. Происходит это по причине блокировки колес, вследствие чрезмерных усилий работы с педалью тормоза. Во избежание подобных случаев, автоматика анализирует все поступающие сигналы с датчиков и подает команду на исполнительный механизм антиблокировочной системы, что предотвращает блокирование колес.
Недостатки системы ABS
У некоторых водителей существует ошибочное мнение, позволяющее считать, что наличие системы ABS придает быстроту автомобилю и дает возможность безопасно ездить на больших скоростях. Но, даже в мире автоспорта, где ценится мастерство гонщика, скорость и управляемость, гоночные машины системой ABS не оборудуют. А итоги исследований и многочисленных тестов показали, что торможение автомобилей, не оборудованных антиблокировочной системой происходит быстрее, что позволяет спортивному болиду выиграть секунды, при прохождении гоночного круга.
Но в повседневной жизни, у обыкновенных водителей, владеющих автомобилями оборудованными системой ABS, решающими могут быть несколько метров, отделяющих от наезда или столкновения. Учитывая то, что система ABS только предотвращает блокирование колес, а не уменьшает тормозной путь, всегда необходимо соблюдать дистанцию, стараясь предвидеть возможность неприятных ситуаций.
Определенные сложности можно наблюдать у автомобилей, движущихся по льду на шипованных колесах при срабатывании ABS. Шипованные колеса на льду, при торможении, хорошо работают в случае блокирования, что не происходит с транспортом с системой ABS.
Такая же проблема проявляются у автомобилей при движении по заснеженной или проселочной дороге. При торможении, из-за веса машины, перед колесами образуется небольшой холмик, что способствует уменьшению тормозного пути. Но при срабатывании системы ABS, блокировка колес не происходит и автомобиль, замедляя скорость, все равно движется вперед. Такое движение транспортного средства называют неуправляемым, в т.ч. благодаря наличию системы ABS.
А эксплуатация транспортных средств с неисправной антиблокировочной системой может привести к печальным последствиям. При торможении, в случае неисправности одного из колесных датчиков системы, происходит блокирование только одного колеса, что увеличивает возможность возникновения неуправляемого заноса, т.е. автомобиль теряет управление. Поэтому, запрещается эксплуатация автомобиля с какой-либо неисправностью системы тормозов, т.к. любые неисправности этой системы непосредственно влияют на безопасное движение транспортного средства.
Рассмотрев все достоинства и недостатки антиблокировочной системы, приходишь к выводу о полезности данной системы. Но стоит помнить, что тормозной путь автомобиля на скользком или влажном дорожном полотне, при наличии антиблокировочной системы, несколько больше обычного. Поэтому, для безопасной эксплуатации автомобиля необходимо постоянно поддерживать его в технически исправном состоянии, при торможении не полагаться только на ABS, соблюдать оптимальную дистанцию, не производить экстремальных торможений, которые могут привести к тяжелым последствиям.