Сажевый фильтр располагается вблизи от двигателя, как правило, за выпускным коллектором. Основной его элемент, обеспечивающий работоспособность, есть матрица, состоящая из карбида кремния. Данный элемент представлен в форме ячеек, состав которых включает каналы, имеющие малое сечение, попеременно закрытые по сторонам.
Пористость стенок данных каналов позволяет осуществлять удерживающую функцию. В свою очередь матрица покрыта металлической оболочкой. Таким образом, во время процесса газообразования, частички сажи остаются на поверхности стенок каналов, после прохождения матрицы. Углеводороды угарного газа не распавшиеся после сгорания окисляются на стенках матрицы при помощи специальных катализаторов. Путем восстановления исходного состава осуществляется чистка от сажи. Данное восстановление имеет пассивную и активную формы.
В автомобилях имеющих турбодизель, соответствующие требованиям Euro-4, отработавшие газы проходят через систему выпуска. Она в своем составе имеет три датчика: кислородный, температурный и датчик перепада давления или дифференциальный. При выявлении блоком двигателя каких-либо неисправностей в работоспособности систем контролирующих смесеобразование, систему регуляции отработавших газов, датчики кислорода, уровня топлива и т. д., регенерацию в данном случае произвести не представится возможным.
В соответствии с подаваемыми сигналами выше перечисленных датчиков, блок управления осуществляет необходимый вброс топлива в камеру сгорания. Параллельно этому снижает размер воздуха поступающего в двигатель, и тормозит возвращение потоков использованных газов.
Выхлопные газы нагреваются до необходимой кондиции. В большинстве случаев нестабильности датчиков, включается аварийный режим работоспособности двигателя. Наблюдаются следующие изменения: обороты снижаются до 2500 в минуту, тяга мотора понижается, увеличивается расход топлива, на приборной панели загорится индикатор.
Но для транспортного средства попытки процесса регенерации имеют свои последствия. При осуществлении данного процесса, смесь топлива и воздуха используется не целиком, и таким образом доля не использованного топлива поступает в моторное масло. В результате этого оно разжигается. По истечении времени наблюдается повышение уровня масла выше допустимых норм.
Данный процесс способствует возникновению поломки двигателя, так как свойства масла, обеспечивающие защиту и смазывание, понижаются. Результатом этого становится ремонт, в срочном порядке. При поступлении масла в промежуточный охладитель наддувочного воздуха, а далее в цилиндры, велико возникновение не подконтрольного горения и непосредственно физической поломки двигателя. Уплотнения преодолеваются легче если масло имеет низкий показатель вязкости. Подтекания при этом возникают непредсказуемо, часто в местах имеющих ограниченную доступность.