Как и многие другие механизмы автомобиля, газовое оборудование с течение времени изменялось и улучшалось, ведь технический прогресс не стоит на месте. Также, изменения в системах подачи топлива, например, появление инжекторных двигателей, заставляли изменять схемы такого оборудования. На сегодняшний день принято различать четыре поколения газового оборудования для автомобилей (ГБО), различающихся конструкцией и принципом работы.
Первое поколение ГБО, с которого, собственно и начиналось широкое применение газа, как альтернатива традиционному бензину, имеет так называемое вакуумное управление и механический дозатор газа. Такое ГБО в основном устанавливается на карбюраторные бензиновые моторы, и, в некоторых случаях на двигатели с простым вариантом впрысковой (моновпрысковой) системы подачи топлива. При этом в первом поколении ГБО могут применяться как вакуумные, так и электронные редукторы.
Второе поколение газового оборудования отличается наличием как механических систем, таки электронных. В частности имеется электронное дозирующее устройство, работающее по принципу обратной связи с лямбда – зондом (датчиком содержания кислорода в выхлопных газах). Такие системы ГБО устанавливаются на автомобили с двигателями, имеющими инжекторную систему впрыска и каталитический нейтрализатор отработавших газов.
На двигателях с распределенным синхронным впрыском устанавливаются системы ГБО третьего поколения. Такие системы имеют дозатор – распределитель газа, управляемый электронным блоком. При этом подача газа обеспечивается механическими форсунками, открытие которых происходит за счет повышенного давления в газовой магистрали.
Четвертое поколение ГБО устанавливается на двигатели с распределенным, последовательным впрыском с электромагнитными форсунками, управляемыми специальным электронным блоком.
Часто, при классификации различных поколений ГБО, третье поколение как бы «теряется». Возможно, такая классификация выглядит даже проще для понимания отличий ГБО. То есть, при классификации ГБО можно применить аналогию с бензиновыми топливными системами. Тогда первое поколение ГБО будет соответствовать простым карбюраторным системам, второе поколение ГБО будет относиться к системам с лямбда контролем, а четвертое поколение будет соответствовать системам с «газовым впрыском» или «газовым инжектором».
Иногда можно услышать и о пятом поколении систем ГБО. В принципе, в Европе эти системы используются довольно давно. В таких схемах ГБО газ поступает в цилиндры в жидком состоянии, и сразу же испаряется. У нас такие системы не встречаются, из-за плохого качества газа на наших АЗС и дороговизны таких систем ГБО. На плохом газе такая система просто не будет работать.