Октановое число - это показатель, который характеризует детонационную устойчивость топлива (или способность топлива быть стойким к самовоспламенению в ходе сжатия) для ДВС. Это число равно содержанию изооктана в смеси с Н-гептаном, с которым смесь сопоставима по детонационной устойчивости с исследуемым топливом при стандартных условиях испытания.
И за сжимание топлива отвечает как раз октановое число, которое показывает, насколько можно сжать топливо до самопроизвольного возгорания. В результате данного явления может образоваться микро-взрывная волна, способная нанести повреждения мотору, потому с этим нужно бороться. По сути, октановое число является показателем, который характеризует стойкость топлива к самопроизвольному возгоранию. Это число может иметь значение 0-100.
Устойчивость к детонации топлива находится составом. И чем выше октановое число, тем больше оно является устойчивым к самовозгоранию. Высокооктановые смеси иногда применяют для роста мощности мотора без изменения объема посредством увеличения коэффициента сжатия. Естественно, это требует более стойких смесей.
Раньше было замечено, что, чтобы увеличить октановое число топлива, нужно было добавить тетраэтилсвинец. Это позволяло получить хорошие результаты, однако при этом выделялись достаточно токсичные отходы. Более того, свинец забивал катализатор, делая его непригодным. Потому данный металл запретили использовать, что спровоцировало резкое подорожание бензина. Сегодня исключительно для самолетов разрешается применять такую добавку, поскольку моторы используют керосин, а октановое число в него более 100. Но и тут ведутся работы, задачей которых выступает создание топлива без вредных примесей.