Зачем нужна и как устроена ESP
Более 20 лет назад на многие серийные модели начали устанавливать ESP. Это была совершенно новая система, пришедшая на смену устаревшим ABS и EBD. При функционировании она опирается на данные, полученные от многих датчиков, а также на немалый объём вычислительных операций.
Аббревиатура ESP сегодня является одной из самых распространённых. Её дословная расшифровка – «ElectronicStabilityProgram». Не трудно догадаться, что на русский язык это переводится как «Электронная стабилизирующая программа».Впрочем, она может называться и по-другому и даже иметь иную аббревиатуру. Многое зависит от того, какая компания занимается производством автомобиля. Так, BMW, например, собственную систему стабилизации именует – «DSC». А в моделях Volvo эта система носит название – «DTSC». В машинах Toyotaустановлена VSC. Но, независимо от названия и от производителя, суть системы остаётся прежней.
Основная функция ESP–привести реальную траекторию автомобиля к той, которая была выбрана самим водителем.
Когда автомобиль движется на большой или на малой скорости, на него действует много сил, которые не только не совпадают по направлению, но и могут быть даже противоположными. А уж о том, что они редко совпадают с желаемой траекторией, и говорить не стоит. Здесь на помощь водителю приходит как раз система стабилизации, одной из разновидностей которых и является ESP. Она помогает сидящему за рулём удержать автомобиль на дороге.
И вот как работает ESP. Она получает необходимые данные от элементов управления, сравнивает их с установленными параметрами и выполняет корректировку движения.
Основными составными частями ESP являются акселерометры и датчик угловой скорости. Работая в тандеме с ABS, они предоставляют нужную информацию о скорости и направления движения транспортного средства. Вся эта информация используется для сравнения с данными, полученными от датчиков поворота рулевого колеса, педалей акселератора и тормоза. И если скорость не будет соответствовать расчётной, система начнёт корректировать движение.
Воздействие на траекторию оказывается избирательным торможением какого-либо колеса, а также посредством так называемого «удушения» двигателя. Система ESP связана с блоком управления мотором. В современных моделях она может оказывать влияние на распределение крутящего момента между некоторыми колёсами и осями.
Впрочем, корректировка траектории автомобиля – это не единственная функция ESP. Она может также стабилизировать прицеп, увеличивать давление тормозов при повышении температуры, предотвращать опрокидывание и пр.
Примечательно, что данная система работает постоянно, при любых режимах езды. Правда, бытует мнение, что опытным автомобилистам ESP может стать лишь помехой, когда они будут пытаться выполнить на трассе какой-нибудь манёвр, подтверждающий их высокое мастерство вождения. На самом деле и у менее опытных водителей иногда возникают такие ситуации, при которых система стабилизации станет лишь дополнительной обузой. Например, для того, чтобы выйти из заноса, водитель будет давить на педаль акселератора. А электронная система, оказывая воздействие на двигатель, не позволит набрать скорость, достаточную для выхода из заноса. Впрочем, это не такая уж и большая проблема. Ведь во многих моделях предусмотрена возможность временно отключить ESP.
С 2014 года все модели, которые продаются в европейских странах, обязательно должны оснащаться системой стабилизации ESP. С нею движение становится менее опасным. Однако стоит помнить о том, что её возможности всё же имеют предел. Нельзя полностью полагаться только на неё. Водитель и сам должен принимать активное участие в корректировке движения.